jamacor
302
«Царское, священническое и пророческое измерение … «Царское, священническое и пророческое измерение служения мирян». Доклад свящ. Кирилла …Больше
«Царское, священническое и пророческое измерение …

«Царское, священническое и пророческое измерение служения мирян». Доклад свящ. Кирилла Горбунова на III Общеепархиальной пастырской конференции
Опубликовано admin в Пт, 05/24/2013 - 13:40
В этом докладе, который мне предложили прочитать, я хотел бы размышлять о том, каким образом миряне участвуют в тройственном служении Христа – священническом, пророческом и царском – в той мере, в какой это имеет отношение к их миссии в мире. Конечно, было бы очень заманчиво размышлять о миссии мирян в смысле строительства католических больниц, устроения католических университетов или присутствия в общедоступных средствах массовой информации, но очевидно, что в настоящее время такие формы служения нам практически недоступны. Поэтому я буду больше говорить о некоем внутреннем устройстве личности, которое через участие в этих дарах-служениях Христа делает человека способным к служению в принципе. Ив Конгар справедливо говорил, что единственно адекватной теологией мирян является целостная экклезиология. Я вспоминаю, что когда я учился в семинарии, и о. Вадим преподавал нам экклезиологию, он сказал, что II Ватиканский Собор хорошо и полно высказался о епископах, но недостаточно – о священниках, которым возможно будет посвящен следующий вселенский Собор. О. Сергей, преподавая нам таинства, говорил, что нам не совсем все понятно с диаконами. Поэтому вполне возможно, что через один Собор разберутся с диаконами, а потом уже всерьез возьмутся и за мирян.
Это, конечно, шутка, но она показывает, что богословие мирян находится в пути, и этот путь – огромный. Достаточно вспомнить слова св. Папы Пия Х, сказавшего, что Церковь – это по сути своей общество неравных, состоящее из двух категорий людей – пастырей и пасомых, и единственная обязанность множества – это позволить вести себя, и, подобно послушным овцам, следовать за Пастырями (ср. Энц. Vehementer Nos, n. 8). Из этого понятно, что тенденция мирян быть longa manus – длинной рукой священника, – это позиция, которая возникает у мирян не в силу их испорченности, а нечто, к чему их долго и тщательно приучали. Как сказал один английский монсеньор в ответ на то, что Джон Генри Ньюмен говорил о роли мирян, – «Каков удел мирян? Охотиться, стреляться, развлекаться». Насколько же далеко от этого отстоят известные слова Папы Пия XII: «Верующие, а точнее — миряне, находятся на передних рубежах жизни Церкви; для них Церковь является жизненной основой человеческого общества. Поэтому они, и особенно они, должны обладать более ясным осознанием того факта, что они не только принадлежат Церкви, но сами являются Церковью, то есть общиной верных на земле под водительством общего Главы — Папы и епископов, состоящих в общении с ним. Они (миряне) являются Церковью...»
cathmos.ru/…/publication-201…
Слова, которые говорятся о роли мирян в миссии Церкви сегодня, могут показаться смелыми. Например то, что говорил вчера в своем докладе Александр Хавард, может показаться – и я уверен, что кому-то показалось – достаточно дерзким. Но это уж точно не более дерзновенно, чем то, что говорил св. Августин о достоинстве крещенного мирянина: «Мы являемся телом Христа, исходя из того, что все мы помазаны и все мы в Нем являемся “христами”, т.е. “помазанниками”, а также Самим Христом, Помазанником, поскольку определенным образом глава и тело образуют всецелого Христа» (Комментарии на Псалмы, XXVI, II, 2).
www.rkcvo.ru/node/548
Итак, как вновь напомнил Второй Ватиканский Собор, миссия Христа — Священника, Пророка-Учителя, Царя, — продолжается в Церкви. Все мы — весь Народ Божий — участвуем в этом тройственном служении (ср. LG 10).
Эти три категории, конечно же, тесно связаны друг с другом, и не всегда можно четко разделить, в каком именно действии реализуется то или иное измерение. Есть, кстати, такая точка зрения, что разные христианские “традиции” склонны подчеркивать главенство тех или иных munera: в частности, протестанты подчеркивают пророческое измерение, тогда как католики – священническое, а православие – царское. Так или иначе, структура тройственного служения безусловно требует целостного понимания жизни и служения Христа, который одновременно Пророк, страдающий Священник, и Царь-освободитель, победитель греха и смерти.
Итак, если говорить очень просто, то миссия мирянина заключается в том, что он (или она) как зрелый христианин, осознающий свое (царское) достоинство, способен реализовать себя в жертвенной любви (как священник), и сделать свою личную историю спасения достоянием других людей и мира в целом (пророческое измерение).
Царское служение
«Верующие-миряне осуществляют свое царственное предназначение христиан, прежде всего, посредством духовной брани, чтобы победить в самих себе царство греха (ср. Рим 6, 12) … и восстановить изначальную ценность творения – прежде всего в …