jili22
5

Сумма богословия святого Фомы Аквинского, том 1

ВОПРОС 30 — МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В БОГЕ

1. Несколько ликов в Боге?
2. Сколько их?
3. Что означают наши числовые термины в Боге?
4. Как имя человека распространено в Боге?

Статья 1. Есть ли в Боге несколько личностей?

Возражение:

1.
Личность есть индивидуальная субстанция разумной природы. Следовательно, если в Боге много лиц, то из этого следует, что и в Нем много субстанций, что кажется еретическим.

2. Несколько абсолютных свойств не образуют нескольких личностей ни в Боге, ни в нас; поэтому несколько отношений сделают это еще меньше. Но в Боге, как мы уже говорили, существует только множественность отношений. Поэтому мы не можем сказать, что в Боге есть несколько личностей.

3 . Подлинно единое существо, говорит Боэций, говоря о Боге, есть то, чему нет числа. Итак, каждое множество подразумевает число. Следовательно, в Боге не существует нескольких личностей.

4. Где множественность, там есть целое и часть. Поэтому, если мы имеем несколько лиц в Боге, то и нам придется поместить в Нем все и часть: это противоречит божественной простоте.

В противоположном смысле св. Афанасий говорит: «Одно есть личность Отца, иное — Сына, иное — Святого Духа. «Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух — это несколько личностей.

Ответ:

Согласно нашим предпосылкам, в Боге много личностей. Действительно, мы показали, что термин «личность» означает в Боге отношения как реальность, существующую в божественной природе. С другой стороны, мы установили, что в Боге существует несколько реальных отношений. Отсюда следует, что в божественной природе существует несколько существующих реальностей, иными словами, что в Боге есть несколько личностей.

Решения:

1
. В определении личности термин «субстанция» означает не сущность, а суппозитум, поскольку добавляется «индивидуум». Теперь, чтобы обозначить эту субстанцию, греки употребляют термин «ипостась»; поэтому они говорят «три ипостаси», как мы говорим «три лица». С другой стороны, у нас не принято говорить «три сущности»: поскольку этот термин двусмыслен, мы не хотим подразумевать «три сущности».

2.В Боге абсолютные свойства, такие как добро и мудрость, не противопоставлены друг другу, а потому и не различаются по-настоящему. Следовательно, хотя они и существуют, они не создают нескольких существующих реальностей, то есть трёх личностей. Что касается абсолютных свойств существ, то они не существуют, хотя действительно отличаются друг от друга, как белизна и мягкость. Но в Боге относительные свойства одновременно существуют и действительно отличны друг от друга, как мы видели. Вот почему множественности этих свойств достаточно, чтобы постулировать множественность личностей в Боге.

3 . Высшее единство и простота Бога заставляет нас исключить из Него всякую множественность абсолютных атрибутов, но не относительных атрибутов. Потому что отношения квалифицируют субъект по отношению к другому, таким образом, не подразумевая никакого состава субъекта, который они квалифицируют. Об этом учит сам Боэций в предполагаемом произведении.

4 . Существует два вида чисел: простое или абсолютное число, например два, три, четыре; и число, которое находится в исчисленном, как два человека, две лошади. Поэтому, если мы рассматриваем в Боге число, взятое абсолютно или абстрактно, ничто не мешает нам проверить все и часть его; это существует только в рассмотрении нашего ума, потому что абстрактное число подсчитанных реальностей обнаруживается только в мышлении. Но мы можем рассматривать число так, как оно есть в подсчитываемых вещах; тогда, без сомнения, если речь идет о тварных вещах, то один есть два, или два есть три, как часть целого; например, один человек меньше двух человек, два меньше трех. Но это неприменимо к Богу; мы увидим позже, что Отец так же велик, как и вся Троица.

Статья 2. Сколько личностей в Боге?

Возражения:

1
. Мы только что сказали, что в Боге именно множественность относительных свойств приводит к множественности личностей. В Боге существуют четыре родства: отцовство, родство, общее вдохновение и исхождение. Следовательно, в Боге четыре личности.

2 . В Боге нет большей разницы между природой и волей, чем между природой и разумом. В Боге личность, действующая по гуне воли, как любовь, отличается от личности, действующей по гуне природы, как сын. Поэтому личность, которая происходит по форме разума, как глагол, также отличается от личности, которая происходит по форме природы, как сын. И здесь мы снова вынуждены поместить в Бога более трех личностей.

3. У существ превосходное имеет более интимные действия; таким образом, человек имеет то преимущество перед животными, что он наделен разумом и волей. Итак, Бог бесконечно превосходит каждое творение. Следовательно, если в нем и происходит шествие личностей, то это будет происходить не только посредством воли и разума, но и через бесконечное множество других способов. Следовательно, в Боге существует бесконечное число людей.

4 . Именно из-за своей бесконечной благости Отец бесконечно сообщает Себя, создавая божественную личность. Однако Святой Дух также обладает бесконечной добротой. Поэтому он и производит одно божественное лицо, а это другое, и так до бесконечности.

5 . Все, что исчисляется конечным числом, имеет меру, поскольку число есть мера. Теперь божественные Лица избегают всякой меры, по словам С. Афанасия: «Безмерен Отец, безмерен Сын, безмерен Дух Святой. «Таким образом, они превышают цифру три.

В противоположном смысле мы читаем в 1-м письме святого Иоанна (5, 7): «Три свидетельствуют на небесах: Отец, Слово и Святой Дух. А если мы спросим: Три чего? отвечаем: Три Лица, как объясняет С. Августин. Следовательно, в Боге есть только три Личности.

Ответ:

Установленные ранее положения необходимо заставляют нас предполагать в Боге три Лица, не более. Действительно, мы показали, что «несколько лиц» представляют собой несколько существующих отношений, действительно отличных друг от друга. И нет реального различия между божественными отношениями, за исключением относительной противоположности. Таким образом, два противоположных отношения неизбежно возникают у двух людей; но если существуют отношения, которые не являются противоположными, они обязательно принадлежат одному и тому же лицу.

С этого момента отцовство и происхождение, являющиеся двумя противоположными отношениями, необходимо принадлежат двум лицам: существующее отцовство, следовательно, есть личность Отца, а существующее происхождение есть личность Сына. Если два других отношения не противопоставлены ни одному из двух предыдущих, они противоположны друг другу и, следовательно, не могут оба принадлежать одному и тому же лицу. Следовательно, необходимо, чтобы либо одно из двух принадлежало этим двум людям, либо чтобы одно отношение подходило одному из двух людей, а другое отношение — другому лицу. Но это шествие не может подходить Отцу и Сыну, даже одному из них: ибо из этого следовало бы, что интеллектуальное шествие (которое есть рождение в Боге и позволяет нам уловить отношения отцовства и родства) исходило бы из шествие любви (что позволяет нам уловить отношения вдохновения и шествия), поскольку человек порождающий и рождающийся произошли бы от того, кто дышит; это противоречило бы нашим принципам. Следовательно, остается, что вдохновение принадлежит как личности Отца, так и личности Сына, поскольку оно не имеет относительной противоположности ни отцовству, ни родству. И поэтому процессия обязательно должна принадлежать другому лицу; именно она называется личностью Святого Духа, исходящей путем любви, как было сказано. Следовательно, в Боге только три личности: Отец, Сын и Святой Дух.

Решения:

1
. Действительно, в Боге есть четыре отношения; но одно из них, вдохновение, вместо того, чтобы стоять в стороне от личности Отца или Сына, подходит им обоим. Кроме того, хотя это и отношения, они не называются «имуществом», поскольку не принадлежат одному человеку; и это не «личные» отношения, то есть отношения, составляющие личность. С другой стороны, три отношения отцовства, происхождения и исхождения квалифицируются как «личные свойства», как конституирующие личности: отцовство — личность Отца, происхождение — личность Сына, исхождение — личность Святого. Дух .

2 . То, что происходит посредством познания, как глагол, формально происходит по подобию своего принципа, точно так же, как и то, что происходит посредством природы. Мы также сказали, что исхождение божественного Слова тождественно зарождению по гуне природы. Но любовь как таковая не исходит по подобию своего начала, хотя в Боге любовь единосущна, как божественная. Вот почему исхождение Любви в Боге не называется поколением.

3. Человек, который более совершенен, чем другие животные, на самом деле имеет больше имманентных операций; но это потому, что его совершенство достигается способом композиции. Также и у Ангелов, которые еще совершеннее, но и проще, имманентных действий меньше, чем у человека: у них нет ни воображения, ни ощущения и т. д. В Боге действительно есть только одно действие, которое и составляет его сущность. Но мы видели, что это включало в себя две процессии.

4 . Этот аргумент был бы справедлив, если бы Святой Дух обладал добротой, численно отличной от благости Отца; тогда действительно, как по Своей благости Отец производит божественную личность, так и Святому Духу необходимо было бы произвести ее. Но это та же самая и неповторимая доброта, которая общая Отцу и Святому Духу. И если различие и вводится, то из-за взаимоотношений людей. Поэтому доброта становится Святым Духом, полученной от другого; оно соответствует Отцу так же, как и принципу, который его передает. Но из-за относительной противоположности принцип божественной личности несовместим с конститутивным отношением Святого Духа; ибо это исходит от других личностей, которые могут существовать в Боге.

5 . Если это абстрактное число, существующее только в мышлении, то верно, что каждое определенное число имеет единицу в качестве меры. Но если в божественных лицах мы рассмотрим действительное число, то уже не будет никакого измерения: три лица, как мы увидим, имеют только один и тот же размер, и ничто не может быть измерено даже само по себе.

Статья 3. Что означают наши числовые термины в Боге?

Возражения:

1.
Единство Бога является Его сущностью. Но каждое число – это единица, повторяющаяся несколько раз. Следовательно, в Боге каждый числовой термин означает божественную сущность и, таким образом, что-то полагает в Боге.

2 . То, что говорится как о Боге, так и о тварях, больше соответствует Богу, чем тварям. Но числовые термины действительно что-то придают существам. Гораздо больше в Боге.

3 . Если числовые термины ничего не представляют в Боге и используются только для исключения несовершенства, а именно: множественность, чтобы отрицать единство; единство, чтобы отрицать множественность; затем мы замыкаемся в порочном круге, который только запутывает нас, ничего не решая. Это недопустимо. Поэтому необходимо, чтобы числовые термины что-то постулировали в Боге.

В противоположном направленииС. Илер пишет: «Утверждение общества, то есть множественности, исключало идею изоляции и одиночества (в Боге). И С. Амбруаз: «Когда мы говорим: один Бог, единство исключает множественность богов; и мы не вкладываем количество в Бога. Поэтому кажется, что если мы используем такого рода термины о Боге, то это значит отрицать, а не утверждать что-то положительное.

Ответ:

Мастер предложений говорит, что в Боге наши числовые термины ничего не представляют, а только отрицают. Другие придерживаются противоположного мнения.

Чтобы прояснить это, мы начнем со следующего соображения. Любое множество предполагает разделение. Существует два вида разделения: одно материальное, посредством разделения континуума; оно порождает число, которое является разновидностью количества. Следовательно, это число встречается только в материальных реальностях, наделенных количеством. Другой — формальное разделение посредством противостояния или разнообразия форм; оно порождает множество, не принадлежащее к определенному роду, но входящее в состав трансцендентальных; бытие, по сути, одно или множественное. И это единственное множество, которое можно найти в нематериальных реальностях.

Поэтому некоторые рассматривали только множество, являющееся разновидностью прерывистого количества; и видя ясно, что эта величина не находит места в Боге, они думали, что наши числовые термины не утверждают ничего положительного в Боге, а только отрицают его. Другие, тоже рассматривая тот же тип множества, высказывали такое мнение: как наука приписывается Богу под специфическим аспектом познания, а не под его родовым аспектом качества, так как в Боге нет никакого качества, так же и мы утверждаем в Боге число под собственным основанием числа, а не под его родовым аспектом количества.

Мы говорим, что числовые термины, приписываемые Богу, не заимствованы из числа, которое является разновидностью количества; мы могли приписать их Богу лишь метафорически, как и другие свойства тел: ширину, длину и т. д. Они взяты из множества, которое является трансцендентным. Теперь это множество относится к реальностям, которые оно квалифицирует, как единое, обратимое с бытием, относится к бытию. И, как было сказано при обсуждении единства Бога, это только добавляет к отрицанию разделения; ибо одно есть неделимое существо. С этого момента, говорите, что хотите, «один» означает эту вещь в ее неделимости. Например, говоря: человек един, мы подразумеваем природу человека как неделимую. И то же самое происходит, когда мы описываем «множественные» вещи: понимаемое таким образом множество означает именно эти вещи в их соответствующем неделимости. Но число, которое есть своего рода количество, добавляет к бытию акциденцию; также принцип единства числа.

Таким образом, числовые термины, приписываемые Богу, обозначают те самые реальности, которые они характеризуют, и лишь добавляют отрицание. В этом Мастер предложений сказал правду. Например, когда мы говорим: «сущность одна», «единое» означает сущность в ее неразделенности; когда мы говорим: «человек един», этот признак означает человека в его или ее индивидуации; и когда мы говорим: «личностей несколько», мы имеем в виду личности, каждая в отдельности: потому что по определению множество состоит из единиц.

Решения:

1.
«Единое», которое является трансцендентальным, является более общим, чем субстанция или отношение; и «множество» в том же случае может обозначать в Боге либо субстанцию, либо отношение, в зависимости от того, что происходит. атрибуты, к которым оно добавляется. И все же члены этого порядка не только устанавливают сущность или отношение: они добавляют, в силу своего собственного значения, отрицание разделения

2 . Что-то положительное в тварном бытии есть вид количества. .. Не количество мы переносим по аналогии в Бога, а только трансцендентальное множество, которое лишь добавляет к предметам, о которых утверждается, их неделимость к каждому: это то множество, которое мы утверждаем в Боге 3.

« Единое» делает. не отрицает множество, но разделение, и это логически предшествует единству, а множество не отрицает единства: оно отрицает разделение в каждом из элементов, составляющих это множество. Все это, кроме того, объяснялось в связи с божественным единством. Более того, приятно осознавать, что утверждения властей об обратном не являются достаточным доказательством; если множественность исключает одиночество, а единство исключает множественность богов, то это не значит, что эти термины не означают ничего другого. Белизна явно исключает черноту; но этот термин «белизна» означает не только исключение черноты.

Статья 4. Как имя «личность» распространено в Боге?

Возражения:

1
. Общим для всех троих является только одно: бензин. Имя «человек» не означает прямо сущность. Так что это не общий термин для всех троих.

2 . Общее противопоставляется непередаваемому. Но личность непередаваема по определению: нам достаточно сослаться на определение, данное Ришаром де Сен-Виктором. Таким образом, личное имя не является общим для всех троих.

3. Предположим, что это для них общее; эта общность проверяется либо действительно, либо только разумом. На самом деле это не так, поскольку тогда три человека были бы одним человеком; ни в чистом разуме, так как тогда «человек» был бы всеобщим, а в Боге нет ни всеобщего, ни особенного, ни рода, ни вида, как мы видели выше. Таким образом, личное имя не является общим для всех троих.

Напротив , С. Августин говорит так на вопрос: «три чего? мы ответили: три человека, потому что смысл этого термина для них общий.

Ответ:

«Личность» действительно есть имя, общее для трёх: об этом свидетельствует наш язык, поскольку мы говорим: «три Лица»; точно так же, как говоря «три человека», мы свидетельствуем, что термин «человек» является общим для этих трех субъектов. Но ясно, что речь идет не о общности реальности, например, о единой сущности, общей для трех; тогда на троих был бы только один человек, так же как есть только одна сущность.

Поэтому мы спросили себя, что это за сообщество; и ответов несколько. Говорят, что общность отрицания подразумевает термин «непередаваемый», который содержится в определении личности. Сообщество логического намерения, говорят другие, потому что определение человека содержит термин «индивидуум»: как если бы мы сказали, что «лошадь» и «бык» имеют это общее, будучи видом. Но эти два ответа следует отвергнуть, поскольку «человек» — это не отрицательный термин и не логический термин, а, скорее, название вещи или реальности.

Вернее, вот о чем следует сказать. Даже в этих человеческих случаях «личность» является общим именем этого логического сообщества, которое представляет собой не род или вид, а неопределенную особь. Действительно, названия рода или вида, например «человек», «животное», формально обозначают сами общие природы, а не логические намерения общих природ; именно термины «род» или «вид» обозначают эти намерения. Неопределенный же индивид, например: «какой-то человек», означает общую природу с определенным способом существования, принадлежащим единичным, а именно: существовать отдельно от других. Наконец, имя определенного единственного числа включает в свое значение отдельные определенные признаки: в «Сократе», например, мы вспоминаем эту плоть и эти кости. Однако следует отметить разницу: «некоторый человек» означает индивидуума по его природе, которому свойственен способ существования, специфичный для единственного числа; хотя имя «человек» формально не означает индивида со стороны его природы, оно означает реальность, существующую в такой природе. Логически это присуще всем божественным Личностям: каждая из них существует в божественной природе и существует отдельно от других. Вот почему имя «личность» логически является общим для трёх божественных Лиц.

Решения:

1
. Первый аргумент предполагает наличие реального сообщества, от которого мы отказались.

2 . Конечно, человек неинфекционен; однако этот самый способ существования непередаваемо можно найти общим для многих.

3 . Это логическое сообщество, а не настоящее. Это, однако, не означает, что в Боге есть что-то универсальное или особенное, или что существует род или вид; во-первых, потому, что даже в этих человеческих случаях общность термина «человек» не является общностью рода или вида; затем потому, что божественные Личности имеют только одно существо; или род, вид или любой универсальный предикат приписывается нескольким субъектам, различающимся по своему бытию.